Consumerism In Yoga, Or Who Owes What And To Whom

Recently one of my students came up with the following question: “I want to take part in a special Yoga Nidra program. It has two parts. During the first class, you can ask the Universe to take something away from your life. During the second one, you can ask it to give you something. The problem is that I won’t make it for the second class because of our forthcoming yoga workshop. However, our workshop seems to include the practice of Yoga Nidra. Do you think I can ask the Universe to give me something during our sessions?”

Well, sure thing, you can ask. However, I find it amusing to observe the way students develop a distinct consumer attitude toward yoga and the way some teachers take liberty indulging it.


“Public opinion polls are carried out to let people know what they think”

Consumer’s slogan is simple: “I am always right. Everyone owes it to me because I pay. Good products should satisfy my needs as much as possible.”

The marketing strategy is even more simple: “To convince consumers of their needs and wants. To sell by all means “the best” and “the easiest” answers to consumer requests in the form of goods and services. All of this is carried out through advertising promising to minimize actions and responsibility of consumers in the process of finding solutions to vital tasks: from kitchen cleaning to enlightenment.”

The benefit of such behavior on the part of the suppliers of goods and services is clear: it’s an efficient way to manipulate consumer choice.

“Yoga is a light. Once lit up, it never fades. The better you practice, the brighter is the light” B.K.S. Iyengar

Yoga owes you nothing.

It’s not even supposed to make your life easier. It’s a journey to internal freedom. Unmeasurable and inexpressible in photo sessions in asanas or selfies in meditation. Therefore, hardly fit for sale as such. Hence, entailing the first frustration for consumers: “I perform asanas just like my yoga teacher. My recent journey to India has been a great success. I know all mantras by heart. I can meditate for hours. However, my life is still falling apart while the war in my head is getting more fierce. I hate to say it, but yoga is pure energy. In order to achieve changes in life, you will have to consolidate intent, apply efforts, and take personal responsibility for the investment of your newfound energy in the meaningful direction.

A person studying yoga is not a demanding clients but a student. This difference can be traced clearly when you find yourself in the presence of a true teacher. A service supplier is always focused at maximizing consumer’s comfort. He will make every possible concession and stretch a point or two for customer’s satisfaction.  A yoga teacher is focused on practice. He is thorough about the essence of yoga and attentive to his students. He’ll never give you any false promises or cultivate your ego. Pattabhi Jois once said: “Yoga is not easy.” There is no easy way. Don’t trust anyone, who offers you one. The most easy way is a regular practice, where “regular” means “continuously.” The effort to expand awareness in all processes on the yoga mat and beyond.

Enlightenment owes you nothing.

Speculations about yoga formed on the basis of superficial and distorted information form the basis for false expectations. The former inevitably lead to frustration as soon as you face the reality of yoga. As a rule, one expects that his zeal in the course of practice will be at least awarded by the increase of material wealth, comfort, and pleasure in life.

In fact: “the far it goes, the messier it gets.” Truth is that professing enlightenment, a person automatically reports a higher level of awareness to the Universe. Eventually, he will have to substantiate the claim at the “exams,” which life will schedule sooner rather than later. A rare yogi manages to pass this test  with flying colors. The majority of almost-enlightened drop out in hysterics.

Undoubtedly, by focusing attention on different systems of your body, you help their revitalization. Chronic conditions are cured through the period of crisis, causing catharsis in various fields of life. At this moment,  the lament on “yoga has ruined my life” are particularly loud. Luckily, we live in Kali Yuga, when marketing manipulations and open access to knowledge through living Teachers and sources material are equally present. As they say: “seek and ye shall find.” Only you decide on the scope of life you experience.

Yoga teacher owes you nothing.

There is no standard for sex, age, weight, or appearance of a yoga teacher, despite what they show you in magazines and web-sites. He does not have to be a yogi, an enlightened being, or an altruist. You should not complain about your yoga teacher and still make his classes a story of your life.

He can be at the beginning of his teaching career after a short yoga-teacher-workshop and have no idea about injury prevention. He may be not a warm-hearted person and care mostly about raising money to purchase an apartment. He may not devote sufficient attention to his students, promote himself in every possible way, distort information, discriminate among students, pursue vested interests misusing his influence in the yoga community, literally close his eyes during group practice, keep silence, reveal the whole set of emotions including anger, greed, envy, coldness, etc., as well as sincerely lead you on the way of knowledge and self-actualization.

Yoga teacher is a human being, in whom one of the gunas of the perceived reality prevails: Tamas (ignorance), Rajas (passion) or Sattva (goodness). Luckily, the modern yoga market is full of alternative offers. Try to experiment while being attentive and vigilant. Learn to differentiate. Do your homework and find gross discrepancies between theory and practice. Make sure to question your yoga teacher on the issues of interest. It’s you who makes the choice.

Remember “he that lives with cripples learns to limp.” When choosing a yoga teacher, just as all other elements of your existence, you take responsibility for the energy that enters your life.

“The lack of complaints about the quality of the parachutes is not a sign of their perfection”

Most yoga practitioners take the free-of-charge aspect of yoga out of the market-based context. They would like to have yoga served to them as in classic supplier-consumer relations on condition that the benefits are exclusively retained by the latter. The attempt to devalue yoga is based on the argument that the true Indian yogis and sadhu did not enter in the “filthy” financial relations with their disciples. Of course, they didn’t. There was something distinctly different, and namely, seva (service) and complete surrender to Guru.

The essence of the energy exchange: the more you would like to receive, the more you give in the first place without any guarantee to gain in return, but with deep humility and hope. This practice is particularly efficient, if what you expect to receive has no cash equivalent. It should be noted that service to Guru is performed while the Teacher is alive and goes on after he leaves his physical body. You must admit that an arbitrary gratitude in the form of an adequate payment for classes is a realistic alternative to a lifetime in service to your Teacher. Needless to mention the logic of investing in the space for practice.

Overconsumption is a signature characteristic of consumerism. It has turned into a mantra of modern society and an attribute of success. People excessively consume goods, knowledge, and each other. In the course of life, a person fails to digest and integrate even a half of it. Everything that does not become “part of the internal system” lies dormant, loses power, and devalues.

Take time to think: How many workshops have you attended? How many acquaintances have you initiated, how many books have you read? How many things have you bought in your life? And how many of these have you integrated, i.e., made truly and completely your own, turned into an active part of your life?

By the time they are forty, most people turn into inert collectors of useless things, experience, and knowledge bragged as achievement and justification of stagnation in individual development.

Everything is going to be just fine…

Yoga is not a magic wand or Aladdin’s lamp. It doesn’t solve your problems or make dreams come true.

Yoga does not cultivate new wants and needs through marketing intimidation. It does not menace disasters with the lack of practice or promise the moon in case you perform it. Yoga is what it is. It’s a state of deep involvement in your life and complete presence in it. “It is your natural state.” Yoga practice gives you a chance to become more aware of the sense and charge of your life and begin to live in the most natural and efficient way.

Try to decide if you need yoga before you start practicing.
True yoga is not a product. It’s a blessing that you may be lucky enough to receive in this life. It opens a completely new chapter in your life.

 

Namaste to my Teachers

 

Photos by Kirill Ivanov.

Потребительство в йоге, или Кто, кому и что должен

Недавно столкнулась с вопросом одного практикующего: «Хочу поучаствовать в двойной практике йога-нидры: на одном занятии можно попросить Вселенную забрать что-то плохое из своей жизни, а на втором  что-то дать. Но я на вторую часть не успеваю из-за нашего семинара. Но ведь программа семинара включает йога-нидру? Можно будет что-то попросить там?»

Попросить-то можно. Только вот забавно наблюдать, как у практикующих формируется потребительское отношение к йоге и как некоторые преподаватели находят возможным его подпитывать.


«Опросы населения проводятся для того, чтобы население знало, что оно думает»

Девиз потребителя прост: «Я всегда прав. Все мне должны, потому что я плачУ. Хорошие товары должны максимально удовлетворять мои потребности».

Стратегия маркетинга еще проще: «Убедительно рассказать потребителю в чем именно он нуждается и чего хочет. Продать всенепременно «лучшие» и легкие» ответы на запросы в виде товаров и услуг. Все это с помощью рекламы, обещающей минимизировать действия и ответственность потребителя в решении разных жизненных задач: от уборки на кухне до просветления».

Удобство такой позиции для поставщиков товаров и услуг очевидно. Это прямой способ управлять потребительским выбором.

«Йога  это свет, однажды зажженный, он никогда не погаснет. Чем лучше вы практикуете, чем ярче свет» Б.К.С Айенгар

Йога вам ничего не должна.

Она даже не обязана облегчать вам жизнь. Это путь к внутренней свободе. Неизмеримой и невыразимой в фотосессиях в асанах и даже селфи в медитации. И в таком виде, конечно, с трудом продаваемой. Отсюда и первое разочарование потребителя: вроде и асаны стали получаться как у инструктора, и поездка в Индию удалась, и мантры уже все наизусть выучены, и медитировать удается часами, а жизнь все не налаживается и война в голове не утихает. Как ни прискорбно, йога  это чистая энергия. Для конкретных изменений в жизни, вам придется отстраивать внутреннее намерение, прилагать личные усилия и брать ответственность за инвестиции своей новообретенной энергии в значимом для вас направлении.

Практикующий  не требовательный клиент, а ученик. Эта разница четко прослеживается, когда вы попадаете к настоящему учителю. Производитель услуги всегда будет ориентирован на комфорт потребителя. Он пойдет на любые уступки и уловки, лишь бы последний остался доволен. Учитель йоги ориентирован на практику. Он бескомпромиссен в отношении ее сути и внимателен к ученикам. Он никогда не станет давать вам ложных обещаний и подпитывать ваше эго. Паттабхи Джойс когда-то сказал: «Йога  это не просто». Нет легких путей. Не верьте. Самый легкий путь  регулярная практика, где «регулярно» значит «непрерывно». Усиление осознанности во всех процессах на коврике и за его пределами.

Просветление вам ничего не должно.

Ложные представления о йоге, сформированные под влиянием поверхностной и искаженной информации  основа для ложных ожиданий. Последние неизбежно ведут к разочарованию, как только вы столкнетесь с реальными результатами йоги. Как правило, человек ждет, что его усердие в практике «отобьется» как минимум повышением материального статуса, комфорта и удовольствия в проживании жизни.

Однако, на поверку оказывается, что «чем дальше в лес, тем толще партизаны». А именно, претендуя на просветление, человек автоматически посылает во Вселенную заявку на повышенный уровень осознанности. В итоге, ему придется подтвердить заявленный уровень на «экзаменах», которые жизнь незамедлительно предоставит. Редкому йогину удается пройти эту проверку «сухо и комфортно». Значительная часть «без-пяти-минут-просветленных» в истерике сходит с дистанции на полпути.

Безусловно, помещая внимание в различные системы организма, вы неизбежно их оздоравливаете. Хронические заболевания излечиваются через выход в кризис, приводя к катарсису в различных аспектах бытия. В этот момент жалобы на тему «йога сломала мне жизнь» звучат наиболее громко. Но благо мы живем в эпоху Кали-Юги, где намешано все: и маркетинговые манипуляции и открытый доступ к знанию через живых Учителей и первоисточники. Как говорится: «ищите и обрящете». Только от вас зависит объем жизни, который вы будете проживать.

Преподаватель йоги вам тоже ничего не должен.

Для него нет стандарта пола, возраста, веса и внешнего вида, несмотря на то, что вам рассказывают глянцевые фотографии. Он даже не должен быть йогином, просветленным или альтруистом. Не стоит плакать и продолжать поедать кактус, то есть жаловаться на несовершенство вашего преподавателя продолжая ходить к нему на занятия.

Он может только начинать свою преподавательскую карьеру после коротких инструкторских курсов, не быть в курсе травмобезопасности, не проявлять «душевности», зарабатывать на покупку квартиры, не уделять вам достаточно внимания, пиарить себя во всех существующих формах, искажать информацию, заводить «особо приближенных», решать личные интересы за счет своего авторитета среди практикующих, буквально закрывать глаза во время занятия группы, молчать, проявлять полный набор эмоций включая злобу, жадность, зависть, холодность, итп., равно как и совершенно искренне вести вас на пути познания и реализации.

Преподаватель йоги  тоже человек, в котором преобладает одна из трех гун проявленной реальности: тамас (невежество), раджас (страсть) или саттва (благость). К счастью, современный йога-рынок предлагает массу вариантов. Пробуйте, экспериментируйте, будьте внимательными и бдительными. Учитесь различать. Читайте матчасть и находите грубые несоответствия в том, что подается в теории и том, что происходит на практике. Задавайте инструктору интересующие вас вопросы. Выбор всегда остается за вами.

Имейте в виду: с кем поведешься  от того и наберешься. Выбирая преподавателя йоги, равно как и другие элементы бытия, вы берете ответственность за энергию, которая входит в вашу жизнь.

«Отсутствие жалоб на качество парашютов еще не говорит об их безупречности»

Из не потребительского аспекта большинство практикующих вырывают именно момент бесплатности услуги. То есть хочется чтобы, в йоге все складывалось как в классических потребительских отношениях, только односторонне, чтобы выгодополучателем являлся исключительно потребитель. Попытка обесценить йогу аргументируется тем, что вот мол настоящие индийские йогины и садху не вступали в «низкие» финансовые отношения со своими учениками. Нет, конечно, не вступали. Там было нечто иное, а именно практики севы (служения) и тотальной сдачи учителю.

Суть энергетического обмена: чем больше намерен получить  тем больше отдаешь в первую очередь. Без гарантии получить что-либо взамен, а в глубоком смирении и с надеждой. Эта практика особенно действенна, если то, что надеешься получить, неизмеримо деньгами. Что характерно, служение продолжается при жизни и после того, как учитель покидает физическое тело. Согласитесь, условная благодарность в виде адекватной оплаты за занятие  это вполне приемлемая альтернатива пожизненному служению Учителю. Я уже не говорю о логике вклада в развитие пространства, в котором вы практикуете.

Характерная черта консьюмеризма  перепотребление, которое стало мантрой современного общества и маркером успешности. Перепотребляются товары, люди, знания, информация. В процессе человек не успевает интегрировать и половины. Все что не «становится своим» виснет мертвым грузом, теряет силу и обесценивается.

Подумайте: Сколько вы посетили обучений, инициировали знакомств, прочитали и купили в своей жизни?  А сколько из этого вы реализовали, то есть сделали своим по настоящему и до конца, превратив в часть своей жизни? Годам к сорока большинство людей превращаются в инертных коллекционеров бесполезных для своей жизни вещей, опыта и знаний, которые подаются как достижения и якобы оправдывают остановку развития в жизни индивидуума.

Все образуется..

Йога  не волшебная палочка и не лампа Алладина. Она не решает проблемы и не исполняет желания.

Йога не взращивает новые потребности и нужды с помощью маркетингового шантажа. Она не угрожает бедой при отсутствии практики и не сулит золотые горы в случае ее наличия. Йога  это то, что есть. Это состояние глубокой причастности к своей жизни и целостного присутствия в ней. «Это ваше естественное состояние». Практика йоги дает шанс стать более осознанным относительно смысла и наполнения своей жизни и таки начать проживать ее самым что ни на есть естественным и эффективным образом.

Перед тем, как начать практиковать, подумайте, а нужна ли вам йога?
Истинная йога  не продукт. Это благо, к которому вам может посчастливиться прикоснуться в этой жизни. И тогда начнется совершенно другая история.

 

Намасте моим Учителям

 

В статье использованны фотоматериалы Кирилла Иванова.