Потребительство в йоге, или Кто, кому и что должен

Недавно столкнулась с вопросом одного практикующего: «Хочу поучаствовать в двойной практике йога-нидры: на одном занятии можно попросить Вселенную забрать что-то плохое из своей жизни, а на втором  что-то дать. Но я на вторую часть не успеваю из-за нашего семинара. Но ведь программа семинара включает йога-нидру? Можно будет что-то попросить там?»

Попросить-то можно. Только вот забавно наблюдать, как у практикующих формируется потребительское отношение к йоге и как некоторые преподаватели находят возможным его подпитывать.


«Опросы населения проводятся для того, чтобы население знало, что оно думает»

Девиз потребителя прост: «Я всегда прав. Все мне должны, потому что я плачУ. Хорошие товары должны максимально удовлетворять мои потребности».

Стратегия маркетинга еще проще: «Убедительно рассказать потребителю в чем именно он нуждается и чего хочет. Продать всенепременно «лучшие» и легкие» ответы на запросы в виде товаров и услуг. Все это с помощью рекламы, обещающей минимизировать действия и ответственность потребителя в решении разных жизненных задач: от уборки на кухне до просветления».

Удобство такой позиции для поставщиков товаров и услуг очевидно. Это прямой способ управлять потребительским выбором.

«Йога  это свет, однажды зажженный, он никогда не погаснет. Чем лучше вы практикуете, чем ярче свет» Б.К.С Айенгар

Йога вам ничего не должна.

Она даже не обязана облегчать вам жизнь. Это путь к внутренней свободе. Неизмеримой и невыразимой в фотосессиях в асанах и даже селфи в медитации. И в таком виде, конечно, с трудом продаваемой. Отсюда и первое разочарование потребителя: вроде и асаны стали получаться как у инструктора, и поездка в Индию удалась, и мантры уже все наизусть выучены, и медитировать удается часами, а жизнь все не налаживается и война в голове не утихает. Как ни прискорбно, йога  это чистая энергия. Для конкретных изменений в жизни, вам придется отстраивать внутреннее намерение, прилагать личные усилия и брать ответственность за инвестиции своей новообретенной энергии в значимом для вас направлении.

Практикующий  не требовательный клиент, а ученик. Эта разница четко прослеживается, когда вы попадаете к настоящему учителю. Производитель услуги всегда будет ориентирован на комфорт потребителя. Он пойдет на любые уступки и уловки, лишь бы последний остался доволен. Учитель йоги ориентирован на практику. Он бескомпромиссен в отношении ее сути и внимателен к ученикам. Он никогда не станет давать вам ложных обещаний и подпитывать ваше эго. Паттабхи Джойс когда-то сказал: «Йога  это не просто». Нет легких путей. Не верьте. Самый легкий путь  регулярная практика, где «регулярно» значит «непрерывно». Усиление осознанности во всех процессах на коврике и за его пределами.

Просветление вам ничего не должно.

Ложные представления о йоге, сформированные под влиянием поверхностной и искаженной информации  основа для ложных ожиданий. Последние неизбежно ведут к разочарованию, как только вы столкнетесь с реальными результатами йоги. Как правило, человек ждет, что его усердие в практике «отобьется» как минимум повышением материального статуса, комфорта и удовольствия в проживании жизни.

Однако, на поверку оказывается, что «чем дальше в лес, тем толще партизаны». А именно, претендуя на просветление, человек автоматически посылает во Вселенную заявку на повышенный уровень осознанности. В итоге, ему придется подтвердить заявленный уровень на «экзаменах», которые жизнь незамедлительно предоставит. Редкому йогину удается пройти эту проверку «сухо и комфортно». Значительная часть «без-пяти-минут-просветленных» в истерике сходит с дистанции на полпути.

Безусловно, помещая внимание в различные системы организма, вы неизбежно их оздоравливаете. Хронические заболевания излечиваются через выход в кризис, приводя к катарсису в различных аспектах бытия. В этот момент жалобы на тему «йога сломала мне жизнь» звучат наиболее громко. Но благо мы живем в эпоху Кали-Юги, где намешано все: и маркетинговые манипуляции и открытый доступ к знанию через живых Учителей и первоисточники. Как говорится: «ищите и обрящете». Только от вас зависит объем жизни, который вы будете проживать.

Преподаватель йоги вам тоже ничего не должен.

Для него нет стандарта пола, возраста, веса и внешнего вида, несмотря на то, что вам рассказывают глянцевые фотографии. Он даже не должен быть йогином, просветленным или альтруистом. Не стоит плакать и продолжать поедать кактус, то есть жаловаться на несовершенство вашего преподавателя продолжая ходить к нему на занятия.

Он может только начинать свою преподавательскую карьеру после коротких инструкторских курсов, не быть в курсе травмобезопасности, не проявлять «душевности», зарабатывать на покупку квартиры, не уделять вам достаточно внимания, пиарить себя во всех существующих формах, искажать информацию, заводить «особо приближенных», решать личные интересы за счет своего авторитета среди практикующих, буквально закрывать глаза во время занятия группы, молчать, проявлять полный набор эмоций включая злобу, жадность, зависть, холодность, итп., равно как и совершенно искренне вести вас на пути познания и реализации.

Преподаватель йоги  тоже человек, в котором преобладает одна из трех гун проявленной реальности: тамас (невежество), раджас (страсть) или саттва (благость). К счастью, современный йога-рынок предлагает массу вариантов. Пробуйте, экспериментируйте, будьте внимательными и бдительными. Учитесь различать. Читайте матчасть и находите грубые несоответствия в том, что подается в теории и том, что происходит на практике. Задавайте инструктору интересующие вас вопросы. Выбор всегда остается за вами.

Имейте в виду: с кем поведешься  от того и наберешься. Выбирая преподавателя йоги, равно как и другие элементы бытия, вы берете ответственность за энергию, которая входит в вашу жизнь.

«Отсутствие жалоб на качество парашютов еще не говорит об их безупречности»

Из не потребительского аспекта большинство практикующих вырывают именно момент бесплатности услуги. То есть хочется чтобы, в йоге все складывалось как в классических потребительских отношениях, только односторонне, чтобы выгодополучателем являлся исключительно потребитель. Попытка обесценить йогу аргументируется тем, что вот мол настоящие индийские йогины и садху не вступали в «низкие» финансовые отношения со своими учениками. Нет, конечно, не вступали. Там было нечто иное, а именно практики севы (служения) и тотальной сдачи учителю.

Суть энергетического обмена: чем больше намерен получить  тем больше отдаешь в первую очередь. Без гарантии получить что-либо взамен, а в глубоком смирении и с надеждой. Эта практика особенно действенна, если то, что надеешься получить, неизмеримо деньгами. Что характерно, служение продолжается при жизни и после того, как учитель покидает физическое тело. Согласитесь, условная благодарность в виде адекватной оплаты за занятие  это вполне приемлемая альтернатива пожизненному служению Учителю. Я уже не говорю о логике вклада в развитие пространства, в котором вы практикуете.

Характерная черта консьюмеризма  перепотребление, которое стало мантрой современного общества и маркером успешности. Перепотребляются товары, люди, знания, информация. В процессе человек не успевает интегрировать и половины. Все что не «становится своим» виснет мертвым грузом, теряет силу и обесценивается.

Подумайте: Сколько вы посетили обучений, инициировали знакомств, прочитали и купили в своей жизни?  А сколько из этого вы реализовали, то есть сделали своим по настоящему и до конца, превратив в часть своей жизни? Годам к сорока большинство людей превращаются в инертных коллекционеров бесполезных для своей жизни вещей, опыта и знаний, которые подаются как достижения и якобы оправдывают остановку развития в жизни индивидуума.

Все образуется..

Йога  не волшебная палочка и не лампа Алладина. Она не решает проблемы и не исполняет желания.

Йога не взращивает новые потребности и нужды с помощью маркетингового шантажа. Она не угрожает бедой при отсутствии практики и не сулит золотые горы в случае ее наличия. Йога  это то, что есть. Это состояние глубокой причастности к своей жизни и целостного присутствия в ней. «Это ваше естественное состояние». Практика йоги дает шанс стать более осознанным относительно смысла и наполнения своей жизни и таки начать проживать ее самым что ни на есть естественным и эффективным образом.

Перед тем, как начать практиковать, подумайте, а нужна ли вам йога?
Истинная йога  не продукт. Это благо, к которому вам может посчастливиться прикоснуться в этой жизни. И тогда начнется совершенно другая история.

 

Намасте моим Учителям

 

В статье использованны фотоматериалы Кирилла Иванова.