Куда податься на йогу, или О многообразии практики

Перефразируя классика: Да, разной йоги очень много, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что в дополнение к более-менее устоявшимся формализованным системам (Аштанга-Виньяса, йога Б.К. С. Айенгарайога-терапия Свами Шивананды, Бихарская школа Свами Сатьянанды Сарасвати, Кундалини йога, школа Дхирендры Брахмачарьи, итп.), существует масса новых «именных» школ созданных вокруг авторских методик, вот в чем фокус! Есть еще целая когорта опытных преподавателей под общим знаменем Хатха-Йоги. И вообще никто не может с уверенностью сказать, в пользу которой из йог делать выбор начинающему маха-йогину.

«Лучшим каждому кажется то, к чему он имеет охоту»

При столкновении с калейдоскопом йоги, среди практикующих возникают две самых распространенных реакции. Первая  это желание выделить и возвысить «свою» йогу. Такая позиция лишь порождает массу пустых споров и способствует укреплению эго победителей.

Вторая  это недоумение и раздражение по поводу невозможности выбрать «настоящую»«универсальную» йогу. Смена преподавателей, испытание новых техник, необходимость адаптироваться к разным рисункам практики, скоростям, ритмам и нагрузкам переживаются как серьезный стресс. Действительно создается впечатление, что каждый кому не лень, придумывает йогу на ходу как ему заблагорассудится. Как ни прискорбно это прозвучит, но отчасти так оно и есть.

Эволюция путей йоги

Столетиями в йоге доминировали методы карма и бхакти-йоги, которые предписывали освобождение человеческого духа через беспрекословное исполнение долга и преданное служение Богу. Единственным действенным механизмом сохранности и передачи аутентичного знания считалась парампара (непрерывная линия преемственности учителей) и сампрадая (школа, где духовное знание передавалось от учителя ученикам).

Гуру выступал в роли намного более значительной нежели сегодняшняя ее интерпретация как чего-то среднего между наставником, вузовским преподавателем, инструктором по фитнесу, астрологом и психотерапевтом. В индуизме источником и гарантом истинности знания передаваемого в парампаре выступает Бог. Непременным условием для индивидуумов составляющим звенья в цепи Гуру является их совершенная духовная реализация. Помимо стремления предотвратить искажение знания и подмену ценностей, таинство традиционной йоги обусловлено как минимум техникой безопасности.

В эпоху стремительного технологического и научного прогресса на первый план вышли раджа и джняна йога, где реализация божественности идет путем познания. Если раньше один Учитель и одна школа выбирались на всю жизнь, то последние тридцать лет развитие в йоге идет преимущественно по принципу синтеза.

Сегодня йогин может кристаллизовать многогранный опыт изучая различные практики и аккумулируя наработки многих учителей. Он волен использовать танец, восточные единоборства, цигун, лечебную физкультуру, психологию, итп. Преподаватель останавливается на оптимальном для себя направлении, которое транслирует своим ученикам, либо развивает малоизученную нишу, либо создает совершенно новую ветвь йоги.

«Есть хорошие Сурья Намаскар, а есть очень хорошие Сурья Намаскар»

И это радует. При правильной мотивации и качественной подготовке, каждый преподаватель йоги способствует общему прогрессу практики, обогащая ее уникальным опытом. Именно опыт превращает информацию в знание, исправляет заблуждения, позволяет оптимизировать комплексы упражнений и сократить время на пути к поставленным целям.

Раньше за жемчужинами знаний охотились. Их охраняли. Стоит ли теперь отвергать возможности интеграции открытых знаний под предлогом показного пуризма, которыми порою грешат не только формальные йога-объединения, но и отдельные личности? Хочется верить, что конкурентные настроения не смогут утвердиться в пространстве истинной йоги, которая по сути переводится как «единение».

Как говаривал мастер кунфу: «— Я считаю, нет лучшей школы. Есть лишь разница в мастерстве. Состязание помогает вскрыть наши слабости и ведет по пути самопознания и очищения. Ибо наши враги  это мы сами».

«Наша главная проблема, похоже, заключается в том, что мы совершенствуем методы, но при этом путаемся в целях»

Главная цель йоги  это читта-вритти-ниродха. На пути к этому состоянию йогин реализует ряд промежуточных задач, каждая из которых развивает дхарану (внимание) в различных аспектах бытия. Асана (физическая тренировка)  это всего лишь третья ступень классической аштанга йоги. В этом отношении, опыт различных вариантов практики (в группе, в паре или самостоятельно), преподавателей, подходов, контекстов (в зале, дома, на природе, на выезде) послужит отличным дополнением.

Разнообразие в целом, и физической нагрузки в частности,  это вызов вниманию. Вам приходится концентрироваться, присутствовать в моменте и анализировать происходящее с бОльшим рвением. Сложно «включить» автоматизм при выполнении непривычного сета. Соображения эффективности и травмобезопасности вынуждают стать более внимательным к своему телу, внутреннему состоянию и указаниям инструктора. Не переусердствуйте. Реалистично оценивайте свои возможности по восприятию нового и переходите в режим «переваривания» при ощущении, что «не в коня овес».

Попробуйте позаниматься самостоятельно. Вы увидите, как внимание постоянно что-то отвлекает: окружающие, одежда, музыка, сквозняк, телефон, параллельные дела, мысли, эмоции, воспоминания, а то и попросту птицы за окном и шум ветра. Не расстраивайтесь. Просто осознайте и оцените один из важных аспектов работы инструктора  собирать ваше внимание в «здесь и сейчас» на протяжении всего занятия.

Тренировать концентрацию так же сложно, как и любое другое качество. В зависимости от природных склонностей, этот процесс может оказаться еще более энергозатратным, чем выполнение шпагата или стойки на руках. Но почему-то ограничения тела более понятны и простительны себе, чем несовершенства внимания. А ведь внимание  один из инструментов человеческого бытия. Как и прочие, без должной тренировки оно постепенно ослабевает и атрофируется.

В рутине ум имеет тенденцию «замыливаться» и «дорисовывать» реальность на основании опыта. Работая в энергосберегающем режиме, ум постепенно теряет остроту и свежесть восприятия. Новое начинает казаться чрезмерно утомительным и сложным. Костенея, ум блокирует способность обучаться, адаптироваться к новым обстоятельствам, двигаться по жизни, эволюционировать.

Представьте себе человека, который накопил существенный избыточный вес. Даже сама мысль о том, чтобы купить тренировочный костюм и записаться на занятия по йоге превращается в подвиг. Непосредственные действия по изменению нездоровой ситуации  уже сродни внутренней революции. Путь по трансформации физического тела очевидно колоссален. Путь по наработке дхараны (внимательности) так же сложен, но не очевиден.

Прасарита падоттанасана

Куда пойти, куда податься практиковать йогу

Всякая практика йоги имеет место быть. В вопросе выбора «своей» йоги критерий один  она резонирует с вами или нет. Резонирует  не значит, что вам легко в процессе выполнения физических, дыхательных и энергетических упражнений. Наоборот, чем больше вы приложите усилий на занятиях, тем на больший прогресс вы можете рассчитывать. Резонирует  значит качественно улучшает вашу жизнь.

Знаете, как это бывает? Поначалу возможна сильная инерция в привычном укладе жизни. Сопротивление настолько сильно, что не хочется идти на занятие. Но вот вы пришли, выполнили практику и чувствуете, что вам стало лучше, чем «до». Вот это ощущение, что с йогой ваша жизнь лучше чем без нее, и мотивирует вас приходить вновь и вновь, преодолевать себя и двигаться вперед когда «тяжко». Вы знаете, что нашли «свою» практику, когда перестает иметь значение расстояние до студии, погода, стоимость, альтернативное времяпрепровождение и лень.

Если этого нет, если у вас регулярно возникают травмы, портится настроение, ощущается упадок сил и другие волны негатива, то значит практика по разным причинам вам не подходит. Смиритесь с этим и ищите дальше. Благо, вариаций йоги  великое множество. Вы непременно найдете «свою».

Удачи на пути!