Что такое карма, или Кто виноват и что теперь делать?

Многозначительное и безапелляционное «это карма» в значении «ничего не поделаешь» нынче можно услышать из уст людей весьма далеких от практики йоги. По моим наблюдениям, для большинства вопрос кармы становится остроактуальным уже после столкновения с последствиями совершенных действий. Как правило, интерес нарастает по мере того, как производный негатив набирает обороты, и свобода выбора сужается до минимума. Не удивительно, ведь уверенный пользователь изучает подробную инструкцию, только если работа устройства дает сбои и мешает наслаждаться процессом. Так и редкий йогин беспокоится о кармических завихрениях в моменты предварительного разбора жизненных полетов. Как же перестроить внимание и начать креститься до того, как на соседней горе засвистят?

Немного теории: Все уже правильно, на этом построен мир

Мифическая колесница Аржджуны, где возничим восседает Кришна
Символ карма-йоги

Улыбчивые люди в странной одежде, настойчиво предлагающие томик «Бхагавадгиты» (она же «Йога-Упанишада»). Помните? Это в ваши руки шел главный трактат веданты о карме. Не будь книга такой пугающе увесистой из-за обилия комментариев на комментарии к комментариям к основному тексту, то возможно вы согласились бы ознакомиться с ней на досуге. Если вам сложно воспринимать оригинальный материал в силу аллегоричности изложения – не беда. К счастью, в своем бессмертном произведении Михаил Афанасьевич мастерски резюмировал суть сакрального диалога Кришны и Арджуны в 3 тезисах:

  1. «Аннушка уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но даже разлила. Так что заседание не состоится»
    Это о прарабдха карме, или данности бытия. Другими словами, это о рисунке жизни, который намечен действиями в прошлых воплощениях. В этом плане, хоть забей голову всей мудростью книг, круглосуточно пляши с бубном, затеряйся в броуновском движении по духовным семинарам, или пропишись в пещере, а будь добр – реализуй. В целом это неизбежность всей чаши достижений и потерь, которую придется испить до дна. Тут остается только своевременно принять, отпустить и простить себя и всех персонажей, которые вынуждены взаимодействовать с вами, совместно проходя назначенные уроки и завершая заданную карму.
  2. «Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится»
    Это о крийяман карме, или свободе выбора. Безусловно, индивидуальные тенденции рождают желания и мотивируют действия. Однако понимание закономерностей позволяет предвидеть наиболее вероятные последствия и действовать осознанно.
  3. «Все будет правильно, на этом построен мир»
    Это о карма-йоге, то есть об отсутствии страха, адекватности действий и не привязанности к желаемому результату. Вы делаете то, то считаете необходимым в конкретной ситуации, и спокойно принимаете любые последствия.
Маленькая девочка в розовой шапочке
Карма говорите…

Если все так просто, почему же все так сложно?

Дело в том, что взаимодействие большинства людей с кармой, то есть реализация действий, происходит по одной из двух базовых моделей «ребенок» или «подросток». В обоих случаях ситуация выглядит весьма трагикомично.

У настоящих детей ум еще недостаточно заполнен жизненным опытом, чтобы составлять причинно-следственные цепочки. Но по мере расширения кругозора и развития аналитических способностей, пазл начинает складываться довольно быстро. Теоретически именно этот механизм призван генерировать и обеспечивать воплощение адекватных и эффективных реакций. Сбой в программе, как правило, происходит от перекоса в одну из крайностей – (1) неспособности (нежелания) включить мозги либо (2) чрезмерного умствования.

«Самая большая глупость – это делать то же самое и надеяться на другой результат»

«Инфантильный ум» или действительно не получил достаточное развитие для понимания причинно-следственных взаимосвязей, или упорно их игнорирует. Последнее возникает от наивной веры в то, что незнание снимает ответственность. Порождаемая масса спонтанных или псевдо-спонтанных действий со стороны выглядит как «некоторая эстетическая недоразвитость». Девиз таких персонажей: «Ой, да ничего страшного!» Результат: истерики по поводу неустанного хождения по граблям на фоне отсутствия каких-либо поползновений по корректировке своих действий.

Рисунок: танцующие женщины
Я собираюсь жить вечно — пока все идет нормально

«Горе от ума»

«Подростковый ум» думать уже умеет, многое понимает, но всего боится. Драгоценное время тратится на бесконечное самоедство под предлогом тщательного анализа возможных действий и их последствий. Стада мыслей проносятся в голове, поднимая облака сомнений, воспоминаний и прочей психо-эмоциональной пыли. Со стороны душевные метания могут выглядеть весьма интригующе, но при ближайшем рассмотрении обнаруживается их удивительная способность парализовать любое действие. Девиз: «Что бы такого сделать, чтобы ничего не делать?» Результат: все те же истерики, но уже по поводу того, что ничего не происходит.

Рыбаки на берегу океана в борьбе с прибоем
Буря в стакане

Будь проще и Вселенная к тебе потянется

Йога предлагает альтернативный вариант прохождения жизненной кармы. Для любителей феерии он может стать настоящим разочарованием ввиду отсутствия драмы и трагедии. Йогин воплощает теорию на практике через смирение. Смирение означает не бездействие, а отсутствие внутреннего конфликта при проживании. Йогин идет по жизни с миром, оставив борьбу в первую очередь с самим собой, и как следствие со всеми.
Понимание сути жизни, а именно того, что человек, как и все что с ним случается, — явления временные, наделяет его уникальной мудростью. Он делает то, что от него объективно требуется в конкретных ситуациях (разрешает карму) не привязываясь к результату, который может быть логически вытекающим из его анализа ситуации или неожиданным. Характерное отличие йогина от «нормального» человека – это отсутствие истерик по поводу жизни.

Собиратель кокосов на Шри-Ланке
Самый лучший день

«Тварь ли я дрожащая или право имею?»

А это уж вы сами определитесь: либо вы искренне действуете полагаясь на Бога, либо, нафаршировав голову смесью идей из Ошо, Экклезиаста, и пабликов в соцсетях, на словах производите впечатление удивительно разумного человека, а на деле вашего внимания хватает лишь на то, того чтобы пристально наблюдать собственный уход в очередное глубокое пике нервного срыва и депрессии. Уже неплохо, если ваша осознанность позволяет схватить «тревожный чемоданчик» и добраться до Учителя, Мастера, психоаналитика, друга (тут уж как повезет) до того, как ваша жизнь окончательно разлетится на куски на ваших глазах.

Итого

  • У монетки кармы две стороны. Одна – это данность того, что с нами случается, другая – это индивидуальная свобода выбирать то, как действовать в различных ситуациях.
  • Мудрость – это способность видеть, какой стороной лежит монетка, то есть различать обстоятельства, которые можно лишь принять, от тех, которые подлежат изменению.
  • Карма-йога – это мастерство подбросить монетку каждый раз, когда та падает в руку.
Рука подбрасывает монетку в воздух
Карма-йога в действии

Напутствие на дорожку

К счастью, современные практикующие йогины тоже люди. И при всей предельной ясности концепции кармы в йоге, тоже периодически впадают в детство и нуждаются в советах. На мой вопрос: «Как же правильно решить, что мне делать в сложившейся ситуации?» Учитель ответил: «Задай себе в тишине этот вопрос и получи моментальный ответ. Осознай его, до того как чувства заглушат внутренний голос, а ум начнет тебе объяснять почему «не так». Имей веру действовать».

В статье использованы фотоматериалы Асеева Михаила