Chakras. The Anatomy of the “Energy Body”. The Assemblage Point.

“How to open chakras with zero effort,””how to use chakras in the daily life with minimum fuss,” “how to power up chakras with simple exercises,” “how to shift the assemblage point up by Christmas” — the avalanche of such appeals is about to descend on any modern yogi, who decides to look up the question on the Internet. The recipe book includes wearing clothes reflecting the color of the corresponding chakra (it is even better to use the corresponding palette in the interior design), jewelry, fragrances, crystals, mandalas, food, tatoo, candles, and, of course, the singing bowls. The article begin reassuringly: “why wasting time in years of meditation, energy practices, if you can simply…” and end up traditionally: “If the above mentioned measures failed to improve the situation, then you might be suffering from a serious disruption in chakra operations that has to be treated by a specialist.”

“Eliminating blockages in chakras” has become one of the most popular mantras of modern yoga practice and healing. Nowadays balancing of energy is predominantly regarded from the point of view of physical health recovery. However, in traditional yoga, it constitutes the eightfold lifelong path, which has always implied the transformation of consciousness and the outreach towards the new levels of existence. Chakras of an ordinary person, who dwells in the common state of illusion, are considered inherently “closed.” Ignorance about the true nature of human beings and the Universe is noted as the cause of illusion while various functional breakdowns are regarded as collateral pathologies. The complete realization of a human being requires a lot more than emotional and physical cleansing. However, physical healing is indeed recognized as one of the “side effects” of the balanced flow of energy through the chakras.

How about learning the basics of chakra set-up and mastering the technique of instant diagnostics of the assemblage point and overall harmonization of energy in your septal body? Just imagine being able to adjust your inner state consciously and timely, heal yourself, and use the squalls of life as a catalyst for spiritual growth.

The anatomy of human “energy body”

In essence, everything in the universe is energy. A human being is not an exception. Seven chakras constitute the basis of the human energy system. Lined up along the septal projection of the vertebral column, these centers regulate the key energy flows. The “physical” names of chakras are used exclusively for the convenience of explanation and do not imply their physical nature. The frequency of chakra vibration determines the corresponding color. By connecting each human being to the universe, the chakras provide an inflow of vital energy not only to different parts of the body, but also to various aspects of our life.

First of all, they are responsible for physical health, psycho-emotional stability and well-being. Breakdowns in chakras vitality affect the world outlook and life’s work. Strange as it may sound, our perception and experience of reality is indeed largely determined by chakras. Hence the concept of the “assemblage point”,  i.e. the dominant chakra (frequency of the energy waves), through which consciousness perceives the world.

Route Chakra. Muladhara: Earth 

Symbol: red 4-petalous lotus located in the base of spine. Sense: nose, smell. Somatics: glands of the reproductive system, enzymes of the hormone system. The source of evolution of a human being, the abode of Kundalini Shakti, the repository of karma.

Muladhara is a state of trust in life and awareness of everything being in God’s hands. Activation of Muladhara empowers one to overcome one’s deepest fears and doubts. Awakened Muladhara gives the ability “to keep both feet firmly on the ground”, have confidence of your own path in life, boost immunity and physical activity. People with an open root chakra are good at financial planning. They maintain stability, feel personal and professional security and are eager to eager to work hard to gain a success. Closed Muladhara emanates the sense of painful loneliness, isolation from the outside world, and irrational fears.

Second Chakra. Svadhisthana: Water 

Symbol: bright orange 6-petalous lotus, located two fingers above Muladhara just below the navel. Sense: tongue, taste. Somatics: adrenal glands, immune system and metabolism. The abode of Ahamkara (Ego).

Svadhisthana is the source of creative and sexual energy. Activating Svadhisthana is allowing oneself to manifest sexuality and to receive sensual pleasure from life. The awakened Svadhisthana reveals the connection with one’s inner “Self.” It opens the gates of creativity, sexual attractiveness and sensuality. People with an open sacral chakra are able to receive and give pleasure with ease, free from shame and guilt. Closed svadhisthana manifests as a failure to enjoy pleasure, as well as various sexual dysfunctions, narcotic addictions, obsessive disorders and joyless indulgence to excessive lifestyles.

Third Chakra. Manipura: Fire 

Symbol: golden-yellow 10-petalous lotus in the projection of the solar plexus. Sense: eyes, sight. Somatics: digestive system, pancreas, metabolism. The center where food and vital energy (prana) are consumed.

Manipura is the center of power, identity, and the sense of “self.” Activation of Manipura gives the ability to voice and service one’s vital needs. The awakened Manipura opens the gates of will, self-esteem, leadership, responsibility and self-reliance. Its energy is a source of self-discipline and perseverance on the way to success.

People with an open center of the solar plexus are able to make conscious choices and decisions in life and take responsibility for them. Closed Manipura manifests in the feeling of own insignificance and weakness, as well as the lack of credibility for one’s own beliefs, goals and dreams. A person feels that his voice and actions are meaningless. Blockages of Manipura can manifest in excessive self-confidence.

Fourth Chakra. Anahata: Air 

Symbol: green 12-petalous lotus related to the heart. Sense: hands, touch. Somatics: heart, respiratory system, thymus, and immune system.

Anahata is the center of empathy and mercy. Activation of Anahata implies restoring sensitivity, strengthening the connection with one’s Soul. An awakened Anahata gives a sense of deep contentment and all-embracing love for the whole world and all of the living beings. The energy of Anahata is a stream of attention and care. People with an open heart chakra are able to truly love not only others, but themselves as well. Closed Anahata manifests in failure to forgive or find the way out of difficult emotional situations, which leads to dwelling in bitterness and suffering.

Fifth Chakra. Vishuddha: Ether 

Symbol: blue 16-petalous lotus related to the throat. Sense: ears, hearing. Somatics: nervous system, thyroid gland, regulation of body temperature, metabolism.

Vishuddha is a center of freedom and self-expression. Activation of Vishuddhi relieves from excessive criticism and bitterness. It opens access to one’s unique talents. The awakened Vishuddhi stimulates the all-round development of the personality and the realization of freedom of choice. People with an open throat chakra know how to listen attentively and express their opinions openly and gently. However, they never turn a blind eye to injustices. Closed Vishuddha manifests in insensitivity to the needs of others, lack of tact and conditions, which modern psychology defines as a “personality crisis.”

Sixth chakra. Ajna: “The Third Eye”

Symbol: silvery 2-petalous lotus related to the center of the forehead. Sense: intuition. Somatics: Pineal gland, regulation of melatonin synthesis.

Ajna is a center of wisdom, intuitive vision and clairvoyance. Activation of Ajna brings insights into the cause-effect relationships between various phenomena, the way processes unfold in time. People with an open Ajna have mental connection with their subconsciousness. They understand and take into account the information of their dreams, visions and premonitions.

Seventh Chakra. Sahasrara: Crown Chakra

Symbol: snow-white (sometimes purple) 1000-petalous lotus crowning the head. Sense: the highest experience of being. Somatic: spinal cord and brain, pituitary gland.

Sahasrara connects us with the universal consciousness. It gives awareness of our spiritual eternity and unity with all human beings. Once it is activated, people sense the balance between the spiritual and the material. Enlightenment gives the awareness of one’s spiritual nature placed in context of material existence. People with open Sahasrara often become spiritual leaders. The closed chakra manifests in spiritual frustration or egomania.

“The Point of Assemblage” and The Design of Life

Only about 10% of our decision-making can be attributed to consciousness. The lion’s share of “substantiation” is attributed to the subconsciousness, connected with chakras and earlier life experiences. Even before you can rationally look at the question, your “irrational”-self has already filtered the information that will be presented to your mind for analysis. It looks like you suddenly “forget” to take into account certain factors, ignore the facts that you witnessed or act high on emotions.

Chakra disorders can be caused by traumas, unresolved conflicts, karma (actions), system of values, conventional behaviors, i.e., in general, any mental projections. As the condition becomes chronic, it might be harder to treat it . Blockages, hyperactivity, stagnation and other chakra disorders can deeply affect all spheres of human life (physical, emotional, mental and spiritual).

All chakras are connected with a common flow of energy. Even one blockage disrupts the balance of the entire system. For example, creativity (Svadhisthana) is maintained by will power (Manipura); the traumatic childhood experience (Muladhara) can influence self-appreciation (Anahata) and self-esteem (Manipura). It is essential to identify the main source of systemic breakdown and make it the focus of therapeutic interventions.

General principles of energy harmonization in the body

Unlocking chakras is a difficult and time-consuming process. It’s a large chapter of yoga practice and a topic for the next article. You can use the basic knowledge about chakras for self-diagnostics. You can also apply the following principles to adjust your state of energy in any life situations:

  1. Eliminate the energy loss. It is very important to realize that the “investment” of energy and its “gift” are not defined as losses. If you take care of your children, help friends, look after the elderly relatives, or realise professional projects, naturally, all of these undertakings consume energy. You might get tired and stressed in the process. Energy losses are felt as mistakes, as if something in your life went completely wrong. It is as if huge amounts of energy go down the dumper into nowhere, leaving you devastated and your time wasted. You can look into these things on your own. All you need is to close your eyes and meditate in silence, rewinding the movie of your life. Losses of energy are eliminated by correction of errors, which you simply have to admit.
  2. Stimulate the lower chakras, with a special emphasis on Manipura. Try to perform Surya-Namaskar regularly or schedule at least 30 minutes a day for complex physical activity. Keep the element of effort in your training. In the course of practice, try to pay attention at “packing energy into Manipura.” Remember to complete the following in the intervals between sets: rub your hands to warm them up and gently massage the heat into your stomach.
  3. Relieve tension from the upper chakras. You benefit from the relaxing effect of the head massage, read your favorite book, listen to music, sing mantras, or enjoy Yoga-Nidra. The activation of energy in the lower chakras and the release of tension at the upper chakras stimulates the upward flow of energy, which you can feel as the influx of strength and good mood.

    Namaste and wishing you success in your yoga practice.

Чакры. Анатомия «энергетического дерева». Точка сборки.

«Как открыть чакры не напрягаясь», «использовать чакры в повседневной жизни без хлопот», «прокачать чакры при помощи простых движений», «поднять точку сборки к Новому Году» — вот такая лавина призывов готова обрушиться на любого «продвинутого» йогина, решившего «копнуть вопрос» в сфере Интернета. Нехитрые рецепты включают в себя ношение одежды цвета нужной чакры (еще лучше создание соответствующей цветовой гаммы в интерьере), украшения, ароматы, кристаллы, мандалы, еду, тату, свечи и, конечно же, поющие чаши. Статьи начинаются обнадеживающе: «к чему годы медитаций, энергетических практик, если можно просто…» и заканчиваются традиционно: «Если же все вышеуказанное не помогло, то у вас серьезные нарушения, с которыми лучше обратиться к специалисту».

«Разблокировка чакр» стала одним из наиболее популярных занятий современной йоги и целительства. Сейчас гармонизация энергии рассматривается преимущественно в аспекте восстановления физического здоровья. Однако в традиционной йоге этот восьмиступенчатый путь длинною в жизнь всегда подразумевал трансформацию сознания и выход на новые уровни бытия. Чакры обычного человека, пребывающего в нормальном состоянии иллюзии, считались «закрытыми» по умолчанию. Основной причиной тому указывалось невежество относительно собственной истинной природы и сути Вселенной, а различные нарушения рассматривались как вторичные патологии. Полная реализация человеческого существа требовала намного больших усилий, чем эмоциональные и физические чистки. Однако физическое исцеление действительно является своеобразным «побочным эффектом» прохождения энергии по чакрам.

А если бы вы действительно овладели основными принципами работы с чакрами, позволяющими в любой момент проводить диагностику точки сборки и общую гармонизацию энергии в вашем тонком теле? Только представьте способность осознанно и практически мгновенно корректировать свое состояние, исцелять себя и использовать жизненные перипетии для духовного роста.

Анатомия энергосистемы человека

По сути, все во Вселенной есть энергия. Человек тоже не исключение. Основу энергосистемы человека составляют семь чакр. Эти центры выстроены вдоль тонкой проекции позвоночника и регулируют ключевые энергетические потоки. «Физические» названия чакр используются исключительно для удобства объяснения и не подразумевают их физическую природу. Частота вибрации чакры обуславливает соответствующий цвет. Соединяя человеческую единицу со Вселенной, чакры обеспечивают приток жизненной энергии не только к разным частям организма, но и к различным аспектам нашей жизни.

В первую очередь, именно они отвечают за физическое здоровье, психоэмоциональную устойчивость и благосостояние. Нарушение жизнеспособности чакры сказывается на мироощущении и жизненной активности. Да, как это ни удивительно, чакры в значительной степени определяют наше восприятие и переживание реальности. Отсюда понятие «точка сборки» — основная частота (чакра), через которую сознание воспринимает мир.

Первая чакра. Муладхара: Чакра Земли

Образ: красный 4-х лепестковый лотос, расположенный в зоне промежности у мужчин и в зоне шейки матки у женщин. Орган восприятия нос, обоняние. Соматика: железы репродуктивной системы, гормональные выделения. Источник эволюции человеческого существа, обитель Кундалини Шакти, хранилище кармы.

Муладхара это состояние доверия жизни и пребывания «в Боге». Проработка муладхары это способность одержать верх над своими глубинными страхами и сомнениям. Пробужденная муладхара это возможность «крепко стоять на ногах», чувствовать уверенность в своем жизненном Пути, поддерживать максимальный иммунитет и активность. Люди с открытой корневой чакрой легко планируют финансы, сохраняют стабильность, чувствуют личную и профессиональную защищенность и умеют работать на результат. Закрытая муладхара проявляется в ощущении болезненного одиночества, иррациональных страхов и чувства оторванности от окружающего мира.

Вторая чакра. Свадхистана: Чакра Воды

Образ: огненно-оранжевый 6-ти лепестковый лотос в проекции крестцового сплетения, расположенный на ширину двух пальцев выше муладхары. Орган восприятия язык, вкус. Соматика: надпочечники, иммунная система и обмен веществ. Обитель Ахамкары (Эго).

Свадхистана это источник творческой и сексуальной энергии. Проработка свадхистаны это умение проявлять сексуальность и получать чувственное удовольствие от жизни. Пробужденная свадхистана это раскрытие связи со своим глубинным «Я», креативности, сексуальной привлекательности и чувственности. Люди с открытой сакральной чакрой способны получать и дарить наслаждение с легкостью, свободной от стыда и вины. Закрытая свадхистана проявляется в неспособности получать удовольствие, сексуальных дисфункциях, наркотических зависимостях, обсессивных расстройствах и безрадостном потакании различным излишествам.

Третья чакра. Манипура: Чакра Огня

Образ: золотисто-желтый 10-ти лепестковый лотос в проекции солнечного сплетения. Орган восприятия глаза, зрение. Соматика: пищеварительная система, поджелудочная железа, метаболизм. Центр усвоения грубой пищи и жизненной энергии (праны).

Манипура это средоточие силы, центр нашей идентичности и чувства «самости». Проработка манипуры это умение озвучивать и реализовывать свои жизненные потребности. Пробужденная манипура это раскрытие воли, самоуважения, лидерства, ответственности и уверенности в своих силах. Энергия манипуры это источник самодисциплины и упорства в достижении жизненных целей.

Люди с открытым центром солнечного сплетения способны осуществлять и отвечать за свои выборы и решения на жизненном пути. Закрытая манипура проявляется в ощущении собственной незначительности и бессилии, неверии в собственные убеждения, цели и мечты. Человек чувствует, что его голос и действия не имеют веса. Также блоки на манипуре могут проявляться в чувстве чрезмерной самоуверенности.

Четвертая чакра. Анахата: Чакра Воздуха

Образ: зеленый 12-ти лепестковый лотос связанный с сердцем. Орган восприятия руки, осязание. Соматика: сердце, дыхательная система, тимус, иммунная система.

Анахата это центр эмпатии и милосердия. Проработка анахаты состоит в восстановлении чувствительности, усиления связи с собственной Душой. Пробужденная анахата это чувство глубокой удовлетворенности и всеобъемлющей любви ко всему миру и всем живым существам в нем. Энергия анахаты это поток внимания и заботы. Люди с открытой сердечной чакрой способны по-настоящему любить не только других, но и самих себя. Закрытая анахата проявляется в трудностях с прощением и выходом из сложных эмоциональных ситуаций, что приводит к «зависанию» в горечи и страданиях.

Пятая чакра. Вишуддха: Чакра Эфира

Образ: голубой 16-ти лепестковый лотос связанный с горлом. Орган восприятия уши, слух. Соматика: нервная система, щитовидная железа, регуляция температуры тела, метаболизм.

Вишуддха это центр свободы и самовыражения. Проработка вишуддхи это избавление от избыточного критицизма и горечи, раскрытие своих уникальных талантов. Пробужденная вишуддха это всестороннее развитие личности и реализация свободы выбора. Люди с открытой горловой чакрой умеют внимательно слушать и свободно выражать свое мнение словами и тоном, которые не вызовут обиды и оскорбления у собеседника. Однако, они никогда не промолчат при виде несправедливости. Закрытая вишуддха проявляется в нечувствительности к нуждам других людей, отсутствии тактичности и состоянии, которое определяется в психологии как «кризис личности».

Шестая чакра. Аджна: «Третий Глаз»

Образ: серебристый 2-х лепестковый лотос связанный с межбровьем. Восприятие: интуиция. Соматика: шишковидная железа, регуляция синтеза мелатонина.

Аджна это центр мудрости, интуитивного видения и ясновидения. Проработка аджны это инсайты в причинно-следственные связи между явлениями, видение «развертки» процессов во времени. Пробужденная аджна это всестороннее развитие личности и реализация истинной свободы выбора. Люди с открытой аджной находятся в комфортной связи со своим подсознанием. Они понимают и учитывают информацию своих снов, видений и предчувствий.

Седьмая чакра. Сахасрара: Верховная Чакра

Образ: белоснежный (иногда пурпурный) 1000-лепестковый лотос венчающий макушку головы. Восприятие: наивысшее переживание бытия. Соматика: спинной и головной мозг, гипофиз.

Сахасрара связывает нас со вселенским сознанием, дает осознание бессмертия своей души и единства со всем человечеством. Она является источником постижения гармонии духовного и материального. Раскрывая верховную чакру, человек приходит к «просветлению» — осознанию своей духовной сути, пребывающей в материальное существовании. Люди с открытой сахасрарой могут брать на себя функцию духовных лидеров. Закрытая чакра проявляется как духовная фрустрация или эгомания.

«Точка сборки» и танец жизни

Сознание участвует в процессе принятия решений только на 10%. Львиная доля «обоснования» приходится на подсознание, связанное с чакрами и со всем предыдущим жизненным опытом. Еще до того как вы сможете рационально посмотреть на вопрос, ваше «иррациональное» уже отфильтровало информацию, которая будет доступна вашему сознанию для анализа. Выглядит это так, будто вы внезапно «забываете» учесть определенные факторы, действуете частично «вслепую», закрываете на что-то глаза или находитесь в состоянии аффекта.

«Заболевание» чакры может быть вызвано травмами, неразрешенными конфликтами, кармическими обстоятельствами, системой ценностей, сложившимися паттернами поведения в общем любыми проекциями ума. Со временем патология становится хронической и с большим трудом поддается коррекции. Блоки, гиперактивность, застои и другие нарушения работы чакр могут глубоко затрагивать вашу жизнь на любом из уровней (физическом, эмоциональном, ментальном и духовном).

Все чакры связаны общим потоком энергии. Блок на одной чакре нарушает всю систему. Так, например, креативность (свадхистана) поддерживается силой воли (манипура); травматический эмоциональный опыт детства (муладхара) может влиять на приятие себя (анахата) и чувство собственного достоинства (манипура). В такой ситуации важно выявлять основной источник общих нарушений и направлять воздействие именно на него.

Общие принципы гармонизации энергии в теле

«Разблокировка» чакр процесс непростой и трудоемкий. Это целая глава в практике йоги и тема для отдельной статьи. Вы можете использовать полученные базовые знания о чакрах для самодиагностики. Также, вы можете применять следующие принципы для корректировки энергетического состояния в любых жизненных ситуациях:

  1. Устраните потери энергии

Очень важно осознавать, что «инвестиции» энергии и ее «дарение» не определяются как потери. Если вы ухаживаете за своим ребенком, помогаете другу, присматриваете за пожилыми родителями, реализуете рабочие проекты, то все это потребует расхода энергии. При этом вы можете уставать и испытывать стресс. Потери энергии ощущаются как ошибка, будто что-то в вашей жизни идет совершенно не так, как надо, будто огромные объемы энергии сливаются в никуда, оставляя вас опустошенным, а ваше время потраченным впустую. Эти элементы вы можете диагностировать самостоятельно. Необходимо просто закрыть глаза и помедитировать в тишине, перепросматривая процессы своей жизни. Устраняются потери энергии работой над ошибками, которая просто должна быть реализована.

  1. Стимулируйте нижние чакры, уделив особое внимание Манипуре

Выполняйте Сурью-Намаскар или уделяйте как минимум 30 минут в день комплексной физической активности в удобное для вас время. Сохраняйте элемент усилия в своей тренировке. В процессе практики «упаковывайте энергию в манипуру» в промежутках между сетами: растереть ладони до хорошего жара и мягко вмассировать их в живот, как бы вкладывая тепло.

  1. Снимите напряжение с верхних чакр

Здесь вам поможет расслабляющий массаж головы, чтение любимой книги, музыка, пение мантр и Йога-Нидра. Активизация энергии на нижних чакрах и снятие напряжения с верхних стимулирует восходящий поток энергии, который будет ощущаться в притоке сил и хорошего настроения.

 

Намасте и успехов в практике йоги.