How To Fight Stress With Yoga And Other Stress-Relieving Techniques

More than half of modern people live under permanent stress. For a quite some time people manage to keep up appearances and artfully disguise internal pressure beneath indifference, a social smile, a cup of coffee and a cigarette or a glass of something stronger. However, it grows and eventually breaks through. A person comes to the office and initiates conflict with his coworkers, snaps at customers, acts out of line with his boss, or picks a fight in a bar. The kickback is even worse for the nearest and dearest. The household is plagued by continuous squabblings, lashing out at children, and the growing tension of grudge and reproaches. Outbursts of anger and aggression at the slightest provocation inevitably sour relations and disrupt social life of an individual.

The situation may appear in another way. A person builds grand plans of self-development, but as soon as he gets some spare time he spends it playing an online game, surfing through the news feed on Facebook, or appearing buzing with some other easy task. After numerous outbursts of anger and lots of time wasted, the twinges of conscience snowball. Articles and posts boasting perfect time-management in the seemingly perfect lives of other people add fuel to the fire. Every single day one promises himself a new life filled with peace and satisfaction, but breaks the promise. It’s as if you’re looking at a powder depot ready to catch fire.

Do you recognize this state? It no surprise that the condition regularly calls forth a question: “What’s wrong with me?”

“Don’t you like stress? Well, you simply don’t know how to cook it”

Stress is a mental and emotional tension. It is important to understand that there is nothing inherently bad about it. In fact, coping with stressors speeds up personality development and helps to discover extra energy reserves.  One builds confidence, knowledge, experience, and creativity when solving life puzzles and overcoming obstacles.

Consider the following fact: lack of sufficient stress is one of the main reasons why animal lifespan in comfortable captivity is less than in the wild. In their natural environment, all creatures great and small are bound to fight for survival in a limited space they can claim in terms of their physical and tactical abilities. For a human  being, stress is also a chance to look at life closely and improve it with proper adjustments.

The pitfalls of negative stress

“What’s the matter then?” you would ask. The thing is most people are not ready to face stress. Due to his upbringing, established lifestyle, lack of self-confidence and friendly support, a person appears unable to brace himself for overcoming the trials of life efficiently. Since he cannot see the way out of situations and finds no strength to make a painful choice, a man would go to any length to discard the task. As a rule, this can be managed with the help of any philosophy along the lines of “one can choose not to choose,” “it’s all in God’s hands,” “let the Universe decide,” etc.

It would be great, if a man was actually ready to go with the tide; but, alas! he has some very clear-cut expectations and desires. According to the field of origin, stress is defined as personal, workplace, social, environmental, financial, etc.

Internal tension and negative thinking grow, when the picture invented in one’s mind runs counter to real outcome of the situation left at the decree of providence. Failure to change, fear to take responsibility for decisions, and self-mortification for the failure to be fully present in the meaningful moments of life escalate into depression and burnout. The latter manifest as reduced immunity, chronic fatigue, health problems, and bursts of aggression.

Stress. You have to know this demon in person

Stress factors raise an alert state in chain order triggered by the adrenaline rush: high blood pressure, rapid pulse, increased heartbeat, and shallow breathing. One wants to take off running and do something. However, it’s unclear were to run and what to do.

At the second stage, human body braces itself to resist stress for the sake of personal safety. One takes a close look at the situation and, taking into account available internal resources and external opportunities, makes a decision: to adapt or to fight. Unfortunately, passage of this stage often remains only in theory. In practice, people tend to linger in the stressful situation for an indefinite term and wear themselves into a state of exhaustion.

If one cannot manage stress, the latter manages to drain all physical, mental, and emotional powers to the state, in which resistance becomes virtually impossible.

“Mission is possible”: Prevention and elimination of stress

Evidently, preventions of stress encompasses 3 important points:

To be a realist. Create realistic intentions and plans.

To be a pragmatic realist. Lack of pipe dreams not only saves time and effort, but also narrows the pool of possible decisions significantly.

To create personal space in your life and “islands of routine” (e.g., to go to bed and wake up at regular hours, follow a meal plan, keep the schedule of yoga practice, pay attention to your favorite pastime every day, etc).

What to do if stress is already all over you? – You can follow 10 steps of “emergency aid”:

  1. Tomorrow is another day. First of all, you have to go to go to bed, sleep well, and wake up without an alarm clock.
  2. Remove the stress factor. Once during the First Aid class at school, the teacher asked us about the primary intervention for burns. We discussed an example of someone holding a hot pot. We listed all possible options from “putting hands under cold water” to calling an ambulance. It turned out, the first thing to do was to put down the pot. Obvious as the solution is, many people find it possible to complain about life and go on living it with zero changes for quite some time.
  3. Don’t dramatize. Stop chewing over the past situation. Switch from emotional overreacting like “Oh God, why has it gone wrong this time? What could I have done differently?” towards critical analysis “What can I do now? Do I get to do this or not?”
  4. Temporarily take your attention out of the stressful context. Long-time focus on the complex process may blur your sight. When you distract for a walk, journey, favourite activity, or an evening in the circle of close friends, you not only relax but also give yourself an opportunity to take a fresh look at the problem later and come up with sudden insights for its solution.
  5. Turkish bath, sauna, and massage. Comment is needless.
  6. Get yourself good physical exercise. In this case, “to exhaustion” is just what you need. You can choose from an intensive yoga workshop, swimming, a long active walk, running a marathon, etc. These sports focus at training proper breathing and, thus, especially efficient in fighting stress. In turn, breathing exercises (pranayama) and meditation are the key yoga weapons against stress.
  7. Ask for help of your optimistic friends and reliable professionals. Let yourself get an onlooker perspective at the situation and a professional point of view.
  8. Nature + solitude or a company of a person, who appreciates silence. Let yourself drop everything even for a short while and go into the pure energy of being.
  9. Find a safe way to let off steam. Cry into the pillow or in the nature, get a punchbag, break something (that you personally own), etc. Improvise.
  10. Act.

Stress is a chronic disorder. Its exacerbation is provoked by various external factors. It is important to understand that by blanketing tension and resorting to fast aid in emergency situations, you do not get the problem solved. A profound stress-relieving program calls for prevention of internal tensions due to discovering a realistic approach to life and maintaining balance in personal space.

 

Photos by Kirill Ivanov

Антистресс йога и не только

Больше половины современных людей живут в состоянии постоянного стресса. Долгое время человеку удается «сохранять лицо» и скрывать напряжение за маской равнодушия, дежурной улыбкой, кофе с сигаретой или стаканчиком чего-нибудь покрепче. Однако, напряжение растет и в конце концов побеждает. Человек приходит на работу и ссорится с сотрудниками, срывается на клиентов, грубит начальству или ввязывается в драку в баре. Близким достается еще больше. Дома тянутся бесконечные ссоры по пустякам, выплескивается раздражение на детей, растет груз недовольства и упреков. Вспышки неконтролируемого гнева и агрессии по малейшему поводу неизбежно портят отношения с окружающими и разрушают человеку жизнь.

Возможна и другая картина. Человек строит грандиозные планы саморазвития, но как только выдается свободное время он проводите его за онлайн игрой, просмотром ленты соцсетей или другим необременительным занятием. Угрызения совести от вспышек гнева и впустую потраченного времени растут как снежный ком. Подливают масла в огонь еще статьи и посты о том, как все феерически успевают все в своих идеальных жизнях. Каждый Божий день человек обещает себе новую жизнь наполненную спокойствием и удовлетворенностью, но раз за разом происходит срыв. Такое впечатление, что перед вами ходячий склад с порохом, который только и ждет, когда поднесут спичку.

Знакомое состояние? Не удивительно, что в нем периодически возникает вопрос «Что же со мной не так?»

«Вы не любите стресс? Да вы просто не умеете его готовить»

Стресс  это психическое и эмоциональное напряжение. Важно понять, что по своей сути стресс не плох. Более того, столкновение со стрессорами необходимо для развития личности и открытия дополнительной энергии. Решая жизненные головоломки и преодолевая препятствия человек становится более уверенным в себе, наращивает знания, нарабатывает опыт и развивает творческий подход.

Обратите внимание на следующий факт: отсутствие достаточного стресса  одна из главных причин, по которой животные живут в неволе меньше, чем на свободе. В природе братья наши меньшие вынуждены постоянно бороться за существование в том маленьком мирке, на который они могут претендовать в силу своих физических и тактических наработок. Так и для человека, стресс  это шанс пристально посмотреть на свою жизнь и внести в нее качественные изменения.

Подводные камни негативного стресса

«В чем же тогда проблема?» спросите вы. Дело в том, что большинство людей не готово к столкновению со стрессом. В силу воспитания, сложившегося образа жизни, отсутствия веры в себя и поддержки со стороны, человек оказывается неспособным мобилизоваться и эффективно решать жизненные задачи. Не видя выхода из складывающихся ситуаций или не находя в себе сил для мучительного выбора, человек пойдет на что угодно, лишь бы «снять» поставленную задачу. Как правило, это позволяет осуществить любая философия на тему «можно выбрать не выбирать», «на все воля Божья»«пускай Вселенная решает», итп.

Все бы замечательно, если б человек был действительно согласен плыть по течению. Ан нет, у него все же присутствуют вполне конкретные ожидания и желания. По сфере сформированных ожиданий различают личный, рабочий, общественный, экологический, финансовый и другие виды стресса.

Внутреннее напряжение и негатив растут, когда с картинкой фантазий нарисованной в голове не совпадает реальный результат ситуации разрешенной «по обстоятельствам». Бессилие изменить, страх принимать ответственность за решения и обида на себя за неспособность полноценно присутствовать в значимых моментах жизни перерастают в депрессию и нервное истощение. Последние проявляются снижением иммунитета, хронической усталостью, физическими заболеваниями и всплесками агрессии.

Стресс. Этого демона нужно знать в лицо

Под воздействием стрессового фактора возникает тревога по схеме, которую запускает выброс адреналина из надпочечников: повышение давление, учащенный пульс и сердцебиение, сбитое дыхание. Хочется бежать сломя голову и что-то делать. Непонятно только куда и что.

На втором этапе в целях самосохранения организм мобилизуется для сопротивления стрессу. Человек обдумывает ситуацию и, по наличию внутренних ресурсов и внешних возможностей, принимает решение: адаптироваться или бороться. К сожалению, прохождение именно этого этапа зачастую остается только в теории. На практике человек «зависает» в ситуации на неопределенный срок и доводит себя до третьей стадии.

Если человек не разрешает стресс, то последний истощает организм физически и энергетически до состояния, в котором сопротивление становится сложно осуществимым.

«Миссия выполнима»: Профилактика и растворение стресса

Очевидно, что в профилактике стресса три главных пункта:

Быть реалистом. Создавайте реалистичные намерения и планы.

Быть прагматичным реалистом. Отсутствие фантазий не только экономит время и нервы, но и значительно сужает круг возможных решений.

Создать в своей жизни личное пространство и «островки постоянства» (например, просыпаться и засыпать в одно и то же время, регулярно принимать пищу и воду, выполнять практику йоги по расписанию, уделять время своему любимому делу каждый день, итп).

Что же делать, если вас все же «накрыло»? Итак, 10 пунктов «скорой помощи»:

  1. «Утро вечера мудреней». В первую очередь важно выспаться и проснуться без будильника.
  2. Устранить стрессовый фактор. Однажды на уроке «Первой медицинской помощи» в школе учительница спросила нас о первом действии при ожогах. В примере значился человек схвативший горячую кастрюлю. Прозвучали все варианты от «поместить руки под холодную воду» до вызова скорой помощи. В итоге оказалось: перво-наперво поставить и отпустить кастрюлю. При всей очевидности решения, многие находят возможным «плакать и продолжать есть кактус» поразительно долго.
  3. Не драматизируем. Не «пережевываем» ситуацию, которая уже случилась. Переключаемся с эмоциональной реакции «О, Боже, что же все снова пошло не так. Что я мог сделать по другому?» на осознавание: «Что можно сделать сейчас? Так делаем или не делаем?»
  4. Временно переключить внимание из стрессовой ситуации. Длительное пристальное внимание к сложному процессу «замыливает взгляд». Отвлекаясь на прогулку, путешествие, любимое дело или вечер в кругу друзей, вы не только расслабляетесь, но и даете себе возможность позже взглянуть на проблему «по новому» и получить неожиданные инсайты для ее решения.
  5. Хаммам, баня и массаж. Комментарии излишни.
  6. Обеспечить себе качественную физическую нагрузку. В данном случае «до изнеможения»  то, что доктор прописал. На выбор: интенсивная практика йоги, плавание, длительная активная прогулка, бег, итп. Эти занятия ориентированы на тренировку дыхания и потому особо эффективны в борьбе со стрессом. В свою очередь дыхательные упражнения (пранаяма) и медитация  главное оружие йоги против стресса.
  7. Обратитесь за помощью к друзьям, которые мыслят позитивно, и специалистам, которым вы доверяете. Позвольте себе увидеть ситуацию «со стороны»и «с профессиональной точки зрения».
  8. Природа + одиночество или компания человека, который умеет молчать. Позвольте себе уйти от всего хотя бы ненадолго и погрузиться в чистую энергию бытия.
  9. Дайте нейтральный выход разрушительным эмоциям и напряжению. Позвольте себе выкричаться в подушку или на природе, заведите боксерскую грушу, сломайте что-нибудь (из личной собственности), итп. Импровизируйте!
  10. Действуйте!

Стресс  это хроническая болезнь, обострение которой провоцируют различные внешние факторы. Важно понимать, что заглушая напряжение и прибегая к «скорой помощи» в кризисных ситуациях, вы не решаете проблему. Главная антистресс программа  это профилактика возникновения внутренних напряжений за счет открытия реалистичного подхода к жизни и сохранения устойчивого баланса в личном пространстве.

 

Фотографии Кирилла Иванова